Сажевый фильтр – это устройство, предназначенное для очистки отработанных газов дизельного двигателя. Его эффективность составляет 80–90%. С 2009 года, согласно нормам Евро-5, все машины с дизельными моторами стали комплектоваться этими фильтрами.
Принцип работы
Устройство является составной частью автомобильной выхлопной системы. Оно улавливает сажу, образующуюся при работе дизельного ДВС.
Фильтрация производится в два этапа:
- Захват сажи. Внутренний блок фильтра состоит из ячеек, в которых и оседают крупные частицы. К сожалению, мелкие фракции – менее 0,5 микрон, через него проходят свободно.
- Регенерация (очистка) самого устройства. Эта процедура необходима, так как со временем пыль выхлопа закупоривает ячейки блока. Как следствие, мощность двигателя становится ниже.
Процесс регенерации
Процесс очищения заключается в том, что сажевый фильтр нагревается до 500 градусов, и скопившиеся в нём частицы сгорают.
Если автомобиль используется для коротких поездок, то регенерация будет проходить не полностью или вообще не запустится. В этом случае она проводится принудительно. Весь процесс выполняется автоматически, без участия человека. Двигатель работает на повышенных оборотах. Сажевый фильтр нагревается до 600 – 650 градусов, и осевшая в нём сажа выгорает.
Регенерация управляется контроллером на основании сигналов с нескольких датчиков давления. Когда давление приходит в норму, завершается и принудительная очистка, а режим работы мотора восстанавливается.
Использование присадок
В конструкцию некоторых сажевых фильтров входит отдельная ёмкость для присадки, способствующей регенерации даже при недостаточной температуре. Один раз в несколько сотен километров в топливо автоматически вводится специальная жидкость, которая провоцирует разогрев сажевого фильтра с последующим его очищением. Сама присадка не распадается. Она в чистом виде попадает в выхлопную систему вместе с отработанными газами.
Срок службы этой присадки 90 000-100 000 километров пробега.
Если ёмкость конструктивно не предусмотрена, то присадку добавляют непосредственно в бензобак при очередной заправке.
Неисправности и последствия
Отечественное дизтопливо не отличается качеством. Главная проблема – это высокое содержание в нём серы. Сажевые фильтры очень быстро засоряются.
Основные неисправности начинают проявляться через 50 000 – 120 000 км пробега:
- рост расхода горючего;
- затруднение запуска мотора;
- потеря динамики;
- появление индикатора «Проверьте двигатель»;
- слишком дымный выхлоп.
Если не взяться за устранение неисправностей, то последуют серьёзные проблемы:
- горючее может попадать в магистрали смазки;
- система турбонаддува постепенно выйдет из строя.
- двигатель перестанет заводиться вообще.
Ремонт
Сажевый фильтр неремонтопригоден. Можно заменить эту деталь новой, допускается также почистить фильтр самостоятельно. Добавление присадки – это самый лёгкий способ, который позволит очистить всю выхлопную систему целиком.
Еще один метод – это удаление устройства. Вместо него может быть установлен пламегаситель. Потребуется также перепрограммирование блока управления. Стоит учитывать, что без фильтра в атмосферу будут выбрасываться частицы сажи.
Добавить комментарий