Чем опасен стресс за рулем

Здравствуйте, дорогие автолюбители. Именно «здравствуйте», поскольку тема актуального рассуждения будет в ключе: «Осторожно – стресс!»

Стрессовая ситуация за рулем или реакции водителя при стрессе

Ведь особенное состояние организма, переживающего нагрузки, всегда связано со снижением тонуса, отсутствием должной внимательности и осторожности. Но даже уравновешенный и спокойный автомобилист, управляя ТС, постоянно находится в напряжении. Невозможно исключить неординарные ситуации, требующие экстренного вмешательства, но избегать их пагубного влияния – во власти водителя.

Рассмотрим изменения, которые происходят в человеке под влиянием ослабленного или возбужденного нервного состояния.

Стрессовая ситуация за рулем запускает ряд физиологических процессов в организме. В качестве ответной реакции на внешнюю агрессию, регуляторно-энергетическая система головного мозга образует источник возбуждения, который изолируется от всего остального барьером тормозного процесса. Правильные и точные действия человека в адрес внешнего раздражителя приводят к «разрядке» конденсатора, он не оставляет глубоких негативных отпечатков на функциях организма. Тем не менее, нередки случаи, когда скрытая нервозность набирает силу и человек теряет контроль, не имея возможности оставаться в адекватном состоянии. Тенденции воспаленного характера – когда очаг возбуждения и реакция торможения не «разряжаются», а провоцируют искажения динамики энергообменных процессов. Отсюда вытекают неврозы и психоэмоциональные состояния, присущие неврастении и истерии. Ежедневно во взаимодействии с внешней средой интенсивного транспортного потока, в подсознании водителя накапливает «неразряженные» ячейки агрессии и стагнации, которые оказывают негативное влияние на безопасность езды.

Стресс и «баранка»: «опасная дружба»

Стресс за рулем является неизбежностью, но следует понимать, насколько он может быть опасен, если выйдет из под контроля. Управляя транспортным средством, водитель получает всевозможную аудио-визуальную информацию от окружающей среды – автомобиля, дороги и участников ДД. Очевидно, что явления живого течения не могут оставаться стабильными, поскольку это – не картина и не статическое изображение, тут происходят самые разнообразные события, включающие в себя сбои и отказы. Известно так же, что человек способен воспринять сознанием немного экстренной информации и дать оценку лишь 5-10% поступившим оперативным данным. Поэтому не исключено, что на тот момент, наиболее важные сведения могут оказаться за пределами внимания. Как следствие – вырабатывается не та команда, либо та, но реализуется она не в должном алгоритме. Самый незначительный отказ или неконтролируемая корректировка состояния связки «водитель-автомобиль-дорога» приводит к непредсказуемым последствиям. Важно, что бы в этом тандеме «передний план» внимания человека, управляющего механическим средством, не был перегружен, а сознательно сконцентрирован на знаках, светофорах, оперативной обстановке на тротуаре и проезжей части. Отвлеченные беседы и рассматривание рекламы – не то кредо, которое должен избирать шофер. 

Факт, что управление ТС происходит всегда с некоторой долей отставания в сравнении с реальным темпом изменения ситуации, не требует доказательств, а особенно это категорично для высокой скорости. Стрессовая реакция за рулем в темное время суток может быть более интенсивной. 

Зрительная перегрузка

Для перевода взгляда на левую/правую сторону или мгновенного взгляда в зеркало заднего обзора (на приборную панель и т.п.) требуется время реакции (днем): 

  • Стандартный режим – 0,9 сек;
  • Ожидаемое действие – 0,6 сек;
  • Менее ожидаемое – 1,0 сек; 
  • Внезапное событие – 1,4 сек.

В темное время показатель затягивается, более чем на 0,5 сек.

С изменением интенсивности света водитель иначе приспосабливается к обстановке, в силу физиологических особенностей адаптации зрительного органа – глаза:

  • «светлая» – от 3 сек до 1 мин; 
  • «темная» – от 9 сек до 10 мин.

В этой связи стоит учесть физику движения ТС, чтобы иметь способность своевременно предпринимать соответствующие меры безопасности. Итак, за 1 сек, при скорости 60 км/час автомобиль проезжает порядка 17 метров, а при 90 км/час этот показатель фактически в полтора раза выше и уже составляет – 25 м/сек. 

Следовательно, быстродействия водителя может оказаться недостаточным, как мы видим – тем более на высокой скорости.

Темперамент и стрессоустойчивость

Как уже неоднократно установлено практикой жизни, исследователями в области безопасности движения, волонтерами того же направления – ситуация на дороге требует максимального сосредоточения внимания. Однако, главным образом, перенапряжение спровоцировано банальными факторами – перегруженностью и плохим состоянием дорожного полотна, неадекватным поведением некоторых участников движения. Все это способно вызывать повышенное нервное напряжение у автолюбителей, и уже не важны – ни опыт вождения автомобиля, ни пол, ни темперамент.

По мнению психоаналитиков, доминанта в этом явлении это – три вектора:

  • Ответственность;
  • Неопределенность;
  • Непредсказуемость.

Пассажир или пешеход: кто «сильнее»?

Немалый стресс за рулем может вызвать поведение пассажиров в автомобиле. Во многих статьях даются советы: «как управлять транспортом в ночное время», «как не уснуть за рулем» и так далее,  где пассажира рекомендуют в качестве штурмана, помощника. И если эта категория, в самом деле, осознает ответственность и понимает уровень опасности, то существует и другая прослойка, которая создает явные помехи, не оценивая рисков. Но от пассажиров можно отгородиться или просто не возить их, а вот пешеход – участник дорожного движения, который не поддается контролю или решению «брать/не брат» его в путь. Причем, зачастую пешеход может быть не вполне адекватен.

Немало случаев провокаций со стороны пешеходов можно вспомнить. Начнем с того, что это – обычные человеческие характеры, которые проявляются повсеместно в быту, но еще ярче отображают нутро человека в нетипичных ситуациях. Например, - умышленное замедление перехода улицы на «зебре», внезапное появление в неположенном для перехода месте или пересечение проезжей части на запрещающий сигнал светофора. Надежным будет простое решением – воздержанность от перепалки, соблюдение этических норм, а при необходимости – обращение по телефонам соответствующих служб, ведь пешеход – равный участник дорожного движения, следовательно – должен подчиняться соответствующим инструкциям и регламентам.

Негативные последствия стресса. Как избежать срыва

Гарантированно дать совет «как избежать…» практически не возможно. У любого человека (а мы рассматриваем особое место – роль водителя) существует «слабое место», т.е.  фактор, из-за которого возникает стрессовая реакция за рулем. Для предотвращения событий, вызывающих раздражение за рулём, следовало бы, в качестве работы над собой, брать «на карандаш» и ликвидировать предрасположенность к нервным напряжениям. Изучать себя и, по возможности, отказываться от управления ТС, если замечены отклонения, наблюдается переутомление, снижение тонуса или плохое самочувствие.

Позитивный эпилог

Дорогие коллеги, автолюбители, пешеходы и пассажиры! Следует глубоко осознавать и помнить, что в нашем стремительном мире, стресс – постоянный спутник и в быту, и на производстве, и на дорогах. Неважно где, в какой ситуации мы находимся, важно – ценит свою безопасность, жизнь и здоровье окружающих, выработав персональную практику борьбы с проявлениями действий общего врага.  Всем – удачи, благополучия и всего наилучшего!

Комментарии

Да какие уж тут советы. В нашем сумасшедшем мире, с его бешеным темпом, без стресса никуда. Он нас сопровождает везде и всюду. Как говорится:- "Нет здоровых людей, есть не до обследованные". Именно по этой причине, все советы просто не состоятельны.

Стараюсь не садиться за руль когда нервничаю. Но в некоторых ситуациях бывает, что стресс у тебя или не стресс, а ехать все равно необходимо. А ведь приходиться садиться за руль! Я конечно боюсь водить автомобиль в таком состоянии, но что делать? Так что от стресса еще никому не удавалось уйти.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.